Большей части аудитории Макото Синкай стал известен после кинотеатрального триумфа его аниме «Твоё имя» в 2016 году. В общей сложности, его мультфильм заработал в мировом прокате более $357 млн. В Голливуде Джей Джей Абрамс продюсирует англоязычный игровой ремейк этой романтической истории.

Трейлер аниме «Твоё имя»

А Синкай тем временем пожинает кассовые плоды своей новой анимационной картины «Дитя погоды» об искренней любви на фоне метеорологических неурядиц большого Токио. В Японии «Дитя погоды» стал самым прибыльным фильмом 2019 года, и от этой страны он выдвинут на «Оскар» в номинации «Лучший международный фильм». Его сборы уже составляют около $124 млн, и на большие экраны России он выходит 31 октября. Режиссёр специально приезжал в Москву, чтобы представить своё аниме зрителям и пообщаться с журналистами.

Трейлер аниме «Дитя погоды»

Макото Синкай обладает особым умением понимать мельчайшие оттенки человеческих чувств, распознавать их красоту. В его в творчестве есть мотивы, встречающиеся в каждом его мультфильме, начиная от короткометражных «проб пера» и заканчивая крупными анимационными работами.

Например, режиссёр обожает кошек и в его аниме обязательно появится какой-нибудь задумчивый, милый или осуждающий кот («Дитя погоды» не исключение). Он необычайно внимателен к гаджетам и прочим достижениям технической мысли: его герои не расстаются с телефонами, а их отношения часто развиваются благодаря вовремя присланной смс-ки. И это не говоря, о чайниках, кухонных плитах, компьютерах, - всё, что составляет каждодневный быт современных людей, у Синкая превращается в символ уюта, но чаще - одиночества. Аниматор восхищается облаками и дождём и достиг в изображении этих природных явлений небывалых высот. В аниме «Дитя погоды» и того, и другого будет в избытке.

Кошки


За свою необычайную любовь к изображению кошек, бытовых приборов и облаков, Макото Синкай  даже стал объектом многочисленных фанатских мемов. Полноценно все эти художественные образы впервые проявились в одной из первых его короткометражек, чёрно-белой пятиминутки «Она и её кот».

Трейлер аниме «Она и её кот» на японском языке

Начинающий автор нарисовал это аниме от руки и практически «на коленке», используя Photoshop и компьютерную графику. Городская девушка тихо живёт одна со своим маленьким котом – вот, в общем-то, и весь сюжет. Но Синкаю важен не он, а персонажи по-своему его переживающие. Девушка несчастна и одинока или так думает её кот, который совершенно покорён ею? Зритель так до конца этого не поймёт, секрет обаяния его мультфильмов в недосказанности, но в финале аниме есть такие слова «Этот мир… кажется, мы любим его». Макото Синкай всегда оставляет надежду, что-то вроде реплики, которую он часто произносит в своих интервью: «не подумайте, что это грустная история».

Кошки вообще занимают особое место в японском аниме. Миядзаки-сан, с которым по возросшей популярности часто сравнивают Синкая, создал в своих картинах немало разных котов. В самом «миядзаковском» фильме Макото Синкая «Ловцы забытых голосов» маленький рыжий котёнок становится равноправным участником сказочных событий. Да что говорить, режиссёр признаётся в любви к кошкам почти в каждом своём мультфильме и интервью:

С тех пор, как я себя помню, у меня всё время были коты. И если вы спросите меня, какой у меня тип личности, «собачий» или «кошачий», то ответ будет очевидным, ближе всего по натуре мне кот.


Трейлер аниме «Чей-то пристальный взор»

Его короткометражка «Чей-то пристальный взор» рассказывает о том, как после смерти старой любимой кошки начинают налаживаться отношения молодой девушки с отцом. Кошки Макото Синкая одновременно и спасают от одиночества, и напоминают людям о важности и глубине человеческих взаимоотношений. Чувства героев аниме Макото Синкая обладают непреложной ценностью, даже если поводом для них послужило что-то незначительное.

Аниме Макото Синкая «Кошачья сходка»

В рамках аниме-проекта канала NHK «Пятнадцать творцов аниме» он делает мультфильм «Кошачья сходка», который за одну минуту способен вызвать у зрителя целую гамму эмоций. И он о коте. Мораль её такова: если кому-то всё время наступать на хвост, то он будет собираться с такими же оскорблёнными и мечтать о мести. Но если его приголубить, месть будет отложена.

Чайники и облака

Короткометражек в фильмографии Макото Синкая так много, потому что он самоучка. Создавать аниме было хобби для него, фаната манги и ранобэ. И долгое время он был сам себе режиссёр, аниматор, сэйю,  звукорежиссёр и продюсер. Он – герой своего времени, где при наличии соответствующих программ на компьютере, таланта и желания творить, можно открыть другим своё видение мира.

Макото Синкай:

Моя молодость была довольно тревожным временем. Я никак не мог понять, что мне нужно, кем я хочу стать. Единственное место, где я мог узнать ответы, была жизнь. А ещё аниме, новеллы и манга. Эти развлечения, без всякого сомнения, спасли меня.


Оттачивая детальную рисовку, Макото Синкай часами тренировался на чайниках. В изображении телефонов, холодильников, газовых плит - этих странных предметов, которые наводняют наши дома, только оттеняя наше одиночество, он дошёл до совершенства.

Трейлер аниме «За облаками» на японском языке

Такого же мастерства он достиг и в рисовании облаков – в закатных лучах, перед грозой, на рассвете... Они то подсвечены изнутри солнцем, как в аниме «Сад изящных слов», то с парящими на их фоне бумажными или настоящими самолётами («За облаками»), прорезаемые токийскими высотками, или разделённые лучами кометы («Твоё имя»), гонимые холодным снежным ветром, как в «Пять сантиметров в секунду», или налитые молочно-серым дождём - «Дитя погоды». Список можно продолжать до бесконечности, небо у Макото Синкая - это нечто недостижимое, бесподобно красивый образ мечты, загадки, символ высоких устремлений его героев. Взгляды персонажей его аниме всегда устремлены ввысь, к облакам и к тому, что за ними, и даже в мегаполисе, сквозь телеграфные столбы, или в прорехе между двумя небоскрёбами, видно небо.

Макото Синкай:

Я провел детство в префектуре Нагано, это горные края, там очень красивое небо. Мы жили в провинции, не слишком богатой на развлечения, поэтому я проводил кучу времени, разглядывая облака.

Трейлер аниме «Ловцы забытых голосов»

В какой-то момент, чтобы воплотить задуманные им идеи, ему понадобилась помощь. Для озвучания женских персонажей он пробовал привлекать свою жену-актрису, а для музыкального сопровождения пригласил своего друга Тэнмона. Этот композитор создал музыку и к его будущим полнометражным работам, но в последних двух мультфильмах уступил пальму первенства рок-группе RADWIMPS («Твоё имя», «Дитя погоды»). Вскоре Синкаю стало одиноко в своём творчестве и тут появилось предложение от студии CoMix Wave. Все свои дальнейшие крупные аниме он снимал уже на её производственных мощностях, вместе с цехом талантливых аниматоров.  

Когда делаешь всё сам, всё просто – придумал – нарисовал – воплотил. Но работая так долго, сложно выйти за рамки, собственные пределы. В команде всегда очень много стресса, но благодаря сотрудничеству с другими людьми,  моя работа становится чем-то большим, чем я сам.


Время, пространство, любовь


Художественный стиль Синкая видно сразу, но именно это делает его неповторимым. Рифлёные облака, небо, исчерченное высоковольтными проводами, и поезда, разделяющие время и пространство на «до» и «после». И конечно, любовь. Макото Синкай – последний романтик японского аниме.

От дебютного полного метра «За облаками» до зрительских шедевров «Твоё имя» и «Дитя погоды» его занимает одна мысль: расстояния и годы не имеют над человеческими чувствами никакой власти. Природные катаклизмы, плохая погода, вселенские катастрофы - всё это не повод отвернуться от своей мечты, отказаться от тех, кто тебе дорог, кто незаметно стал частью твоей жизни.

Трейлер аниме «Сад изящных слов»

Его герои видят мир не как обычные люди, а глазами влюблённых. Игра света и тени, падающие на землю  лепестки сакуры в фильме «Пять сантиметров в секунду», капли дождя в аниме «Сад изящных слов» - вся красота мира открывается только перед теми, кто любит. Образы, фрагменты, обрывки слов и настроений - в его работах есть нечто неуловимое. Макото Синкай умеет сказать зрителю о чём-то очень личном, о том, о чём в современном мире принято молчать.